Урок русского языка. 3 класс.
(Учебник Т. Г. Рамзаевой, М. Дрофа)
Тема: «Смотри в корень!»
1.Организационный момент.
- Здравствуйте! Рада снова всех
вас видеть. Пожелаем друг другу добра и начнем наш урок.
-Откройте тетради, запишите
число, классная работа.
2.Минутка чтения.
-Начать урок я предлагаю с
минутки чтения (Слайд)
«Весна – это особенное время
года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь, как будто, зарождается
вновь. Весну ждут с нетерпением! На Руси весну звали и пели ей песни. Весна – утро года!»
- О чем мы прочитали?
- Как вы понимаете последнее
предложение?
( Весну в народе сравнивают с
утром, когда пробуждается все живое вокруг.)
- Давайте закроем вместе глазки и
шепотом с улыбкой произнесем слово ВЕСНА.
- Какое чувство у вас возникло?
Стало ли теплее, радостнее, веселее?
3.Чистописание.
- И сейчас с радостным чувством
мы переходим к минутке чистописания.
- Прочитайте слова на доске.
ворона воробей вместе Василий Парийский
- Может быть, какие-то слова вас
заинтересовали?
- Послушайте, что узнали ребята о
Василии Парийском из «Календаря русской природы».
(«25 апреля – День Василия
Парийского. Василий Парийский землю парит. Медведь выходит из берлоги).
- Прочитайте еще раз эти слова.
Какую букву, как вы думаете, мы будем сегодня писать на чистописании, она есть
во всех словах, кроме одного. (Буква В)
- Посмотрите на цепочку, что
интересного вы заметили?
в вв ввв
- Напишите буквы, продолжите ряд
и закончите чистописание данными словами, обратите внимание на соединение букв.
4. Вхождение в тему, мотивация.
- Прочитайте еще раз слова о
весне (слайд).
Пришла, опять весна, таинственная,
оживление, радостное,
настроение.
- Эти слова мы прочитали
неспроста. Если мы соединим выделенные буквы, то узнаем, чем мы будем
заниматься сегодня на уроке – повторение (слайд).
- Правильно. Сегодня мы будем
повторять изученные орфограммы.
А тему урока нам подсказал
добрый, веселый и очень грамотный человечек – Мудрейкин (слайд).
- Тема нашего урока «Смотри в
корень». И в конце урока мы попробуем ответить на вопросы, которые он перед
нами поставил:
Где?
Что?
Как?
Зачем? Мы будем повторять.
- Давайте подумаем, сможем ли мы
удивить Мудрейкина и сразу ответить на его первый вопрос, зная тему урока?
5.Словарно-орфографическая работа.
- Следующую работу Мудрейкин
предлагает выполнить вам в группах.
Задание такое: вместо точек
вставить пропущенные буквы (Приложение 1).
- Проверяем, воспользуйтесь
вашими сигналами.
- Что объединяет все эти слова? (Словарные
слова)
- Правильно, это словарные слова.
А вот Мудрейкин их называет «упрямыми», как вы думаете, почему?
- А все орфограммы в словах он
назвал «ловушками». Когда пишите, можете себе представить, что вы идете по
траве, а под ней спрятаны «ловушки». Не спешите, не топайте ногами. Наступили
неосторожно – и тут же провалились, значит, ошиблись (слайд).
Не зря Мудрейкин говорит: «Учись
видеть ловушку за шаг до нее, то есть раньше на одну букву! Думай на ход
вперед!»
- Итак, с какими «ловушками-орфограммами»
вы столкнулись сейчас? Как они называются? (Непроверяемая безударная гласная)
- Что же нужно сделать, чтобы не
попасть в эти ловушки? (Запомнить слово, если забыл – посмотреть в словаре)
- Итак, это первая проверялочка,
как называет ее Мудрейкин.
Проверяемая безударная гласная.
1) -Снова вернемся к таблицам
(использовать таблицы словарно-орфографической работы).
- Посмотрите на вертикальные
стрелки. Они указывают на слова, которые вы, наверняка, уже прочитали. Какие
это слова? (Весна, цветы, трава, солнце)
- Какие из этих слов объединены
одним правилом?
- Выпишем их в столбик.
- Какие же ловушки подстерегают
нас в этих словах? (Проверяемая безударная гласная)
- Подчеркнем их.
- В какой части слова они
находятся?
- Проверим и докажем их
написание.
Весна – вёсны
Цветы – цвет
Трава – травы
- Выделите корень, поставьте
ударение.
- Каким правилом мы
воспользовались? (Изменили слово)
- Но это только первая
проверялочка в этом правиле.
2)- А Мудрейкин предлагает вам
следующее задание.
- Помогите проверить, какое слово
лишнее в каждой строчке? Почему?
Побелка, белый, белизна, белок, белка.
Мелкий, мель, мелочь, измельчить, мел.
- Какие же слова мы называем
однокоренными?
- Спишите только однокоренные
слова, выделите корень.
- Какой корень в словах первой
строчки, второй?
- Что же вы знаете о корне?
- В каких словах первой строчки
нас подстерегают ловушки? Почему? Подчеркнем их.
- Будут ли проверочными остальные
однокоренные слова? Почему?
(Аналогично со второй строчкой)
- Значит, какой второй способ
проверки безударной гласной мы вспомнили? (Подбери однокоренное слово, чтобы на
эту гласную падало ударение)
- Мудрейкин предупреждает, самые
опасные ловушки – безударные!
- А все ли безударные гласные,
стоящие без ударения требуют проверки?
(Нет, их 5 – а о и е я)
6. Физкультминутка.
7. Непроизносимая и парная согласная в корне слова.
1)- Вернемся снова к первому
заданию Мудрейкина. Какое слово из четырех, прочитанных нами по стрелке
осталось забытым? (солнце)
- А ведь слово-то какое
замечательное, особенно сейчас, когда мы соскучились по теплу.
- Каким бывает солнце?
- Какая же ловушка подстерегает
нас в этом слове? Кто ее уже разглядел? (непроизносимая согласная)
- Запишем это слово, подчеркнем
орфограмму.
- Может и проверялочку уже кто-то
вспомнил? (Подобрать однокоренное слово, в котором все согласные звуки
произносятся)
2)- Посмотрите на экран (слайд).
Вам предлагается такое задание: спишите слова, вставьте, если нужно,
непроизносимые согласные.
Помните, что вы идете по мягкой
траве, думайте на шаг вперед!
Здра?ствуй, со?нце, радос?но, грус?ный, счас?ливый, ненас?ный,
праз?ник, чудес?ный.
- Проверьте, как вы справились с
заданием (слайд)
- Какое слово можно назвать
лишним? (вкусно)
- Какое слово Мудрейкин назвал бы
«упрямым» словом? (праздник)
- Проверим написание остальных
слов.
- Каким правилом воспользовались?
- Какие же согласные могут быть
ловушками? (В Д Л Т)
- Посчитайте, сколько слов вы
написали правильно. Поставьте на полях столько баллов, сколько правильно
записанных слов.
- Оцените свою работу сами: 8
баллов – молодцы, можете поставить себе смело «5»,
6-7 баллов – хорошо, поставьте себе «4»,
4-5 баллов – тоже неплохо, пока
вы получили троечку.
А меньше, я думаю, нет ни у кого.
3)- Ребята, наш гость приехал к
нам сегодня на скором поезде. Что значит «скорый поезд»?
- Следующее задание он так и
назвал «Скорое задание», значит быстрое (Приложение
2).
Возьмите листы на ваших партах, в
них 3 варианта заданий. Выберите только один из них, с которым вы справитесь, и
выполните его. Задание понятно? Приступайте.
Взаимопроверка.
- Для проверки предлагаю вам
поменяться листочками. Проверяем первое задание (слайд). Если попали в ловушку, допустили
ошибку – исправьте. (Так же второе и третье задания)
- Посчитайте, сколько слов
правильно написано в задании и поставьте на полях столько же баллов.
- У кого товарищ набрал 6 баллов
– поставьте «5»
4-5 баллов – «4»
3 балла – неплохо, отметка «3»
- А теперь поздравьте друг друга
с успешным выполнением этого интересного задания.
4)- Когда мы выполняли это
задание, мы встретились еще с одной ловушкой-орфограммой, с какой, кто заметил?
(Парные глухие и звонкие согласные)
- Какие парные согласные вы
знаете?
- Какой проверялочкой вы будете
пользоваться, если встретите эту орфограмму?
8. Зарядка для глаз.
- Весеннее солнышко совсем
ослепило нас своими яркими лучами. Дадим отдохнуть нашим глазкам. (Тренажор
Базарного)
9.Работа с учебником.
- Мы вспомнили несколько основных
орфограмм-ловушек, которые подстерегают нас в корне.А сейчас мы с Мудрейкиным
предлагаем вам выполнить задание в учебнике с. 225, упр.598.
- Спишите, подчеркните те
ловушки, которые вы заметите. У вас очень хорошие глазки, и Мудрейкин думает,
вы их разглядите.
В это время пускается « Лист
быстрого опроса» (Приложение 3)
10.Итог.
1) Схема.
- Итак, ответили ли мы на вопросы
Мудрейкина, давайте проверим.
Где? (в какой части слова нас подстерегали ловушки)
- Правильно, об этом мы
догадались сразу, это было нетрудно.
Что? Мы повторяли, какие ловушки-орфограммы?
Как? Давайте напомним Мудрейкину.
Зачем? (Так как мы часто пишем не так, как слышим)
2)- Кто на уроке получил «5»,
«4».Поздравляю вас.
- Сколько баллов набрал каждый из
вас за урок, вы узнаете на следующем уроке.
Я благодарю всех за помощь на
уроке. Спасибо.
3)Письмо Мудрейкина (Слайд).
Дорогие ребята!
Сегодня вместе с вами я
почувствовал дыхание весны.
Это было настоящее чудо! А чудеса
я очень люблю.
- А какие открытия, может быть,
вы сделали для себя сегодня? Что интересного было на уроке?
- А чем вам нравится весна? Что
вы чувствуете в эту пору? (в рассказе можно использовать «весенние слова» с
урока)
- Поделитесь своими впечатлениями
об уроке с родственниками.
4) Домашнее задание. Расскажите
дома, что интересного было для вас сегодня на уроке, какие открытия вы сделали.
Всего вам доброго. Наша встреча с
Мудрейкиным сегодня окончена (слайд).
Самоанализ
урока (Приложение 4)
Презентация
(Приложение 5)
|